Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Картотека дидактических игр

Дата: 3 февраля 2020 в 13:20, Обновлено 4 сентября в 19:09
Автор: Шукело В. А.

«Последняя и первая»

Цель:в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Игровые действия: Первый участник называет слово на определённую тему, например «еда» (цветы, животные и т.д.). Следующий играющий должен назвать слово на ту же тему, но начинаться оно должно на последнюю букву предыдущего слова. Например: первое слово «сыр», то второе «рулет». Игра идёт по кругу, и каждому участнику даётся только 5 секунд на то, чтобы назвать очередное слово. Повторять уже названные слова нельзя. Тот, кто не сумеет за 5 секунд придумать слово или ошибётся в его подборе, выбывает из игры. Любые споры должны решаться ведущим или судьёй.

«Потерянные буквы»

Цель:в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Игровые действия: Один из игроков задумывает слово, желательно с большим количеством гласных, но когда произносит слово, то гласные не произносит. Например: слово «топор» будет звучать «тэпээр». Другие участники должны назвать загаданное слово целиком  или другое слово, но с теми же согласными буквами идущих в том же порядке.

Победителем становится тот, кто правильно отгадает задуманное слово. Он же загадывает и следующее слово.

«Прочти слово наоборот»

Игровые действия: Один из участников выбирает простое слово из 3 букв и громко его произносит. Следующий игрок повторяет это слово, только «задом наперёд» и называет новое, тоже из 3 букв. Если участник произносит предыдущее слово неправильно, то он выбывает из игры. Желательно назначить  ведущего, который будет фиксировать слова и улаживать споры.

Побеждает последний оставшийся в игре участник. Он же и начинает следующий раунд, выбрав первое слово.

Игру можно усложнить, если с каждым кругом называть слова на одну букву длиннее: сначала из 4 букв, после из 5 и т.д.

«Забавные предложения»

Оборудование: ручки и бумага

Игровые действия: Игра может простой или сложной, в зависимости от желания участников. В неё можно играть индивидуально, парами, группо или командами.

На бумаге записывается слово из 5-7 букв, например: «замок», «плакат», «магазин». Участникам игры необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться со следующей буквы записанного слова. Соблюдая это условие участники могут придумывать самые абсурдные фразы. Например: ЗАМОК – Знаменитый Артист Муркин Оставил Кино. ПЛАКАТ – Почему Ленивый Автор Купил Ароматную Тыкву. МАГАЗИН – Милая Аня Горюет А Зина Ищет Носки.

Вариант: эту игру можно превратить в интересное соревнование, если каждый участник или каждая команда попытается составить предложение изодно и того же базового слова. Побеждает тот кто сделает это первым.

«Алфавит путешественника»

Цель:в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Игровые действия: Первый участник выбирает  название города (страны, деревни и т.д.) на букву А и говорит: «Я еду в Амстердам». Следующий игрок его спрашивает: «А что ты собираешься там делать?» Первый должен ответить используя слова начинающиеся с буквы А, например: «Арестовать актёра». Затем второй игрок должен назвать свой город и предложить свой ответ, используя слова начинающиеся на букву Б. И так далее по алфавиту. Тот кто не сумеет ответить, соблюдая эти правила, выбывает из игры. Игра станет ещё интереснее, если участники сразу договорятся связывать название города со своими действиями, например: «Я еду в Псков петь печальные песни». Тогда игроку может быть задан любой другой вопрос и если он на него не ответит, то выбывает из игры.

Побеждает последний оставшийся в игре участник.

«Отгадай букву»

Цель:в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Игровые действия: Один игрок (возможно ведущий) загадывает букву, а второй или остальные игроки должны её отгадать. В процессе отгадывания игроки называют различные слова, по одному слову за ход. Если задуманная буква есть в названном слове, то игрок, загадавший слово, говорит «Есть», а если задуманной буквы нет, то «Нет». После того, как букву отгадали, загадывает букву тот, кто отгадал.

В варианте, когда букву отгадывало несколько игроков, то побеждает тот, кто угадал букву за меньшее количество ходов.

Например, задумана буква И:

1.Вертолёт – нет.

2.Барабан – нет.

3.Самурай – нет.

4.Зонтик – есть.

5.Кино – есть.

6.Окно – нет.

7.Буква И – да.

Буква отгадана за 7 ходов.

«Буквы вокруг нас»

Цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Игровые действия: Ведущий просит участников игры  оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке. Начинаться название предмета должно с буквы алфавита, но по порядку.

Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.

Если ребёнок в течение 5 секунд не может назвать слово, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто останется последним. Он и становится ведущим.

«Волшебный домик»

Цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Оборудование: Домик из картона.

Игровые действия: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает буквы. Ученики должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

Например:

к, т, о, л, я (кот, кто, ток, Толя, Коля). О, с, а, к(оса, коса, сок).

л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак).

«Собери словечко»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование: ручки, листки бумаги, карточки с заданиями (на них написаны строчки букв)

Игровые действия: Учитель предлагает задание: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются. Из оставшихся букв собрать новые слова.

в с о р н в о р е г (снег)
н а ж м м ж а н е й (иней)
ю ф к у т д б д о л ю (футбол)
р и з б м о к р и м с з (бокс).

Побеждает тот, кто быстрее составит правильные слова.

«Слоговые цепочки»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Игровые действия:Ведущий произносит первый слог: ма. Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук: (МА – МО). Следующий игрок повторяет два первых слога и добавляет свой, на ту же букву (МА - МО – МИ ), и т.д.

Выигрывает тот, кто повторит самую длинную слоговую цепочку.

Цепочки можно придумывать и с обратными слогами: ок – от – ор – ощ…

«Конструктор»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование: ручки, листки бумаги, карточки с заданиями (на них написаны слова)

Игровые действия:

Вариант 1. Играющим предлагаются карточки со слогами. Задача ребят переставить слоги так, чтобы получилось слово. Из каждой строчки исключи лишнее слово.

Например: кейхок – коккей, вотжи – живот, болфут – футбол. Лишнее – живот. И т.д.

Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Вариант 2. Играющим предлагаются карточки со словами. Задача ребят разбить предложенные слова на слоги, а с полученных слогов составить новые слова.

Например: по-мол, тка-ни, я-ма. Новое слово – мол-ни-я.

Ве-нок, ка-тер. Новое слово – ве-тер.

Вью-нок, га-раж. Новое слово – вью-га. И т.д.

Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Составь слова»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование: ручки, листки бумаги, мел, фишки для поощрения.

Игровые действия:

Вариант 1.

Ведущий называет играющим и записывает на доске какое – либо слово, из букв которого нужно как можно больше составить новых слов.

Например: топор. Можно составить такие слова: ропот, рот, порт, пот…

Побеждает тот, кто больше составит слов. Он получает фишку.

Вариант 2.

Ведущий пишет на доске буквы. Игрокам необходимо из предложенных букв составить как можно больше слов.

Например: Т, у, ш, а, к, о, к, т.

Побеждает тот, кто больше составит слов. Он получает фишку.

В конце игры подводятся итоги – побеждает тот, кто получил больше всех фишек.

«Только определённые слова»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Игровые действия: Ведущий определяет тему и следит за тем, чтобы слова не повторялись. Например:

“Веселые слова”: клоун, радость, смех, цирк…

“Зеленые слово”: лист, арбуз, огурец, яблоко…

“Ласковые слова”: мамочка, сестренка, котенок… И т.д.

Игроки называют слова по очереди. Если кто-то не называет слово в течении 5 секунд, он выбывает из игры. Победит тот, кто останется последним. Он и становится ведущим. В ходе игры темы меняются.

«Слова - мячики»

Цель: обогатить словарный запас учащихся,  развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь, внимание, ловкость.

Оборудование: Мяч.

Игровые действия: Для игры нужен мяч. Ведущий бросает мяч игрокам по очереди  и одновременно произносит слово, например, “горький”. Игрок, которому бросили мяч  должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением (“сладкий”).

Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

Если игрок не смог назвать слово или не словил мяч, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним. Он и становится ведущим.

«Общее предложение»

Цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

Оборудование: фишки – для поощрения.

Игровые действия: Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Учитель  произносит первое слово, игроки добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из игроков почувствовал, что предложение закончилось, он говорит: “Стоп!” и проговаривает всё предложение целиком, получает фишку. Если игрок не смог повторить всё предложение целиком, то фишку он не получает.

Например: “В красивом лесу…”
“На школьном празднике…”
“Морозным зимним…”

Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

«Телеграмма»

Цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

Оборудование: фишки – для поощрения.

Игровые действия:Учитель пишет на доске слово и делит игроков на команды. Просит игроков придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве слова.

Например:  Сумка. - Телеграмма из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

Побеждает та команда, которая напишет телеграмму раньше. Она получает фишку.

«Слово из песни»

Цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

Игровые действия: Помните в мультике «Ну, погоди!» на каждое слово волка хор зайчиков начинал петь песню? «ОЙ!» — «Ой, цветёт калина...», «ОХ!» — «Ох рано встаёт охрана!», «НЕ НАДО!» — «Не надо печалиться!».

 По такому же принципу проходит и эта игра: ведущий называете слово или фразу из песни, а игроки должны вспомнить и напеть песню. Например, «качели» — «Крылатые качели...» или «голубой» — «Голубой вагон бежит, качается...» Петь игроки могут вместе. Настроение будет просто отличное.

«Скрещиваем всё подряд»

Цель: научить строить логически завершенное предложение. Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память, творческое воображение, стремление сочинять, фантазировать, мечтать, формировать навык разговорной речи.

Оборудование: фишки – для поощрения.

Игровые действия: Помните смешную загадку из детства «Что будет, если скрестить ежа с удавом?»  Но мы будем скрещивать слова. Например, что будет, если скрестить Чебурашку и крокодила Гену? Чебургена. Дети очень легко включаются в эту игру, поскольку ещё не привязаны к стереотипам и могут легко играть словами и звучаниями. Можно начать из сказочных персонажей — Дюймовожук, Чебуркляк — и перейти к обычным предметам — щёткостул, телефонокран, фотомяч и т.д.

При этом можно напомнить о создании таких слов, как самолёт, пароход, самокат, универмаг, тепловоз — рассказать о соединении по смыслу двух слов с целью образования нового. Игроки, придумавшие самые интересные слова, (по мнению остальных игроков), получают фишки. Победитель определяется подсчётом фишек.

«10 слов»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование: ручки, листки бумаги, фишки – для поощрения.

Игровые действия: Игроки садятся вокруг стола. У каждого карандаш и листок бумаги. Договариваются, на какую букву будут писать слова. Начинают писать по сигналу. Когда все напишут по 10 слов, каждый зачитывает свои. У кого все слова записаны правильно и быстрее, тот и выиграл. Нужно заранее решить, любые ли слова писать или только имена существительные. При чтении вычеркивать одинаковые слова. Тогда выигрывает тот, у кого останется больше незачёркнутых слов.

Можно усложнить задание – игроки пишут слова до тех пор, пока кто-то один (первый) не напишет 10 слов. Он говорит «Стоп» и все игроки прекращают писать.

«Гонки скороговорок»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование:карточки с написанными скороговорками.

Игровые действия:Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Играющих должно быть не более 15—20 человек, для того чтобы игра не была утомительной.

«Соревнования телефонистов»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование:фишки -  для поощрения.

Игровые действия:Две группы играющих по 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать ее на ухо вторым, вторые— третьим и так до последних. Последние, получив "телефонограмму", должны встать и громко и внятно произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесет ее вслух.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Оборудование: фишки – для поощрения.

Игровые действия: Играющим необходимо подобрать к предложенному слову как можно больше определений. Слова не должны повторятся. Ведущий показывает игрокам картинку с предметом. Игроки за каждое слово-определение получают фишку.

Например:  Яблоко – сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое и т.д.

Выигрывает тот, у кого окажется больше всех фишек.

«Названия - перевёртыши»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь, внимание.

Оборудование:

Игровые действия:Задачей этой игры  является: отгадать по перевертышам названия детских сказок

1.Жаба – домоседка – Лягушка – путешественница
2.Кастрюля супа – Горшок каши
3. Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок
4.Чернушка и ромашка – Беляночка и Розочка
5. Трусливая швея – Храбрый портняжка
6.Чернобровка – Златовласка
7. Деревня в портсигаре – Городок в табакерке
8. Быль об умной кошке – Сказка о глупоммышенке
9. Пейджер – Телефон
10.Быль о серебряной курице – Сказка о золотом петушке
11.Белый платочек – Красная шапочка
12. Бодрствующее чудовище – Спящая красавица
13. Мышь в туфлях – Кот в сапогах
14. Великан – уши – Карлик нос
15. Розовые усы – Черная борода
16. Горячий желудок – Холодное сердце
17. Царь жаба – Царевна – лягушка
18. Мертвый лед – Живая вода
19. Принц на тыкве – Принцесса на горошине
20. Ржавая отмычка – Золотой ключик
21. Утки – селезни – Гуси – лебеди
22. 1 год – 12 месяцев
23.Большой и кто-то, кто не живет в подвале – Малыш и карлсон, который живет на крыше
24.Жук – жужжак – Муха – цокотуха
25. Ледяной король – Снежная королева
26. Черноледка -  Белоснежка
27. Девочка с ручку – Мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – Новое платье короля
29. Коммуналка – Теремок
30. Большой кум –Маленький мук
31. Быль о найденном пространстве – Сказка о потерянном времени

«Собери слова»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь, внимание.

Оборудование:коробка с разрезанными на слоги заголовками статей из журналов, написанными  большими буквами.

Игровые действия:Игроков можно разделить на команды, а можно этого и не делать. Играющим предлагается брать из коробки слоги и составлять слова. Слова выкладываются на столе или листе бумаги. Задача игроков составить как можно больше слов. Слова получаются цветными, из букв разного размера и написания.

Выигрывает тот, кто составит больше слов за определённое время.

«Пять слов на букву…»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь, внимание.

Оборудование: ручки и листки бумаги, фишки – для поощрения.

Игровые действия:Игроков можно разделить на команды. Играющим предлагается составить пять слов на определённую букву, состоящих из определённого количества букв.

Например: составить 5 слов на букву Л, состоящих из 4 букв. (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса).

Выигрывает тот, кто смог придумать больше слов или тот, кто раньше всех  придумает 5 слов.Выигравший получает фишку. По окончании игры подсчитываются все фишки и выявляется победитель.

«Впиши гласные»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь, внимание.

Оборудование: ручки и листки с заданиями на каждого игрока или на команду бумаги.

Игровые действия: Эта игра проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы.

Например:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м —  — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Побеждает  тот, кто быстрее всех восстановит все слова, или тот, кто восстановит больше слов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.