Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Игры по предупреждению дисграфии

Дата: 22 ноября 2019 в 16:05, Обновлено 29 декабря 2023 в 15:59
Автор: Шукело В. А.

Тренировочные упражнения на Развитие Звукобуквенного анализа  и синтеза слов по устранению дисграфии, дислексии

Система дидактических игр и УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ на предупреждение дисграфии

Для удобства и в целях лучшей организации коррекционного воздействия мы распределили используемые в нашей системе игры и упражнения на пять групп, опираясь на классификацию специфических ошибок:

Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.

Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок: определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела, стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.

– Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

– Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.

– Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

– Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».

– Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.

– Демонстрация букв в разном положении.

– Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

– Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.

– Поиск букв, наложенных друг на друга.

– Реконструирование букв.

– Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

– Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

– Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

– Придумывание слов на заданный слог.

– Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твердого – синий, для согласного мягкого – зеленый. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

– Работа с таблицами типа:

.А С.

.У М.

в результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

– Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог.

– Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Вначале даётся понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):

Морковь – овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко – в саду.

Для работы с предлогами используются схемы.

Отгадывание ребусов.

Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?

Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.

Деление слов на слоги. Игра «Телеграф». Выделение ударного слога.

Подбор слов к слоговым схемам.

Подбор к данному слову родственных слов.

Исключение лишних слов.

Составление слова из данных слогов.

Составление слова с использованием начальных звуков.

Замена одного звука (буквы) для получения нового слова.

Чтение слов в обратном порядке: шалаш – сон – наган.

Игра «Слово рассыпалось».

Подбор слов к данной рифме.

Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например, самокат – сам катит.

Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Работа с омонимами.

Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

Чтение слов по полбуковке.

Работа с изографами.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

• Сочетания существительных с прилагательными.

1) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи? Яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, зеленое, гнилое. След (чей?) – заячий, волчий, лисий.

2) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые?

3) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание.

Зелёный листья

Зелёная платье

Зелёное дуб

Зелёные лужайка

4) «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), красный яблоко (красное).

• Сочетание существительных с глаголами.

1) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, что можно сделать с яблоком? (купить, съесть, нарисовать, вылепить и др.).

2) подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, прийти к … (дому, дедушке).

3) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например, Женя упал – Женя упала.

• Сочетание существительных с числительными.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

• Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.

• Перестановка слов: Юли, красивая, кукла, у. – У Юли красивая кукла.

• Исключение слова из предложения:

1) пропуск предлогов: Мы гуляли … лесу.

2) пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью ...

3) пропуск существительных: яблоки растут на ...

4) пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь ...

5) пропуск глаголов: Саша ... машину.

6) Закончить логически фразы: врач – это человек, который ... (лечит).

• Выделение границ предложений в тексте:

1) предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.

2) постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.

• Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же количеством слов.

Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит, и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.