Система дидактических игр и УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ на предупреждение дисграфии
Для удобства и в целях лучшей организации коррекционного воздействия мы распределили используемые в нашей системе игры и упражнения на пять групп, опираясь на классификацию специфических ошибок:
Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.
Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
Ø Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.
Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок: определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела, стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.
– Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
– Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.
– Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
– Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».
– Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.
– Демонстрация букв в разном положении.
– Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
– Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.
– Поиск букв, наложенных друг на друга.
– Реконструирование букв.
– Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
– Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
– Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога
– Придумывание слов на заданный слог.
– Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твердого – синий, для согласного мягкого – зеленый. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
– Работа с таблицами типа:
.А С.
.У М.
в результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.
– Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог.
– Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Вначале даётся понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):
Морковь – овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко – в саду.
Для работы с предлогами используются схемы.
Отгадывание ребусов.
Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?
Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.
Деление слов на слоги. Игра «Телеграф». Выделение ударного слога.
Подбор слов к слоговым схемам.
Подбор к данному слову родственных слов.
Исключение лишних слов.
Составление слова из данных слогов.
Составление слова с использованием начальных звуков.
Замена одного звука (буквы) для получения нового слова.
Чтение слов в обратном порядке: шалаш – сон – наган.
Игра «Слово рассыпалось».
Подбор слов к данной рифме.
Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например, самокат – сам катит.
Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
Работа с омонимами.
Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.
Чтение слов по полбуковке.
Работа с изографами.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания
• Сочетания существительных с прилагательными.
1) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи? Яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, зеленое, гнилое. След (чей?) – заячий, волчий, лисий.
2) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые?
3) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание.
Зелёный листья
Зелёная платье
Зелёное дуб
Зелёные лужайка
4) «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), красный яблоко (красное).
• Сочетание существительных с глаголами.
1) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, что можно сделать с яблоком? (купить, съесть, нарисовать, вылепить и др.).
2) подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, прийти к … (дому, дедушке).
3) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например, Женя упал – Женя упала.
• Сочетание существительных с числительными.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения
• Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.
• Перестановка слов: Юли, красивая, кукла, у. – У Юли красивая кукла.
• Исключение слова из предложения:
1) пропуск предлогов: Мы гуляли … лесу.
2) пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью ...
3) пропуск существительных: яблоки растут на ...
4) пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь ...
5) пропуск глаголов: Саша ... машину.
6) Закончить логически фразы: врач – это человек, который ... (лечит).
• Выделение границ предложений в тексте:
1) предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.
2) постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.
• Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же количеством слов.
Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит, и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.