Как сформулировать цель урока?
Вопросы реализации в учреждении образования компетентностного подхода и формирования у учащихся функциональной грамотности сегодня являются особенно актуальными, поскольку современный выпускник должен обладать способностями самостоятельно учиться и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных отношений.
20.12.2024 года в учреждении образования прошёл педсовет по теме «Эффективные методы и приёмы развития функциональной грамотности учащихся как один из ресурсов формирования социальной успешности обучающихся»
В нашей школе стало традицией проводить тематические педагогические советы в нестандартной форме, чтобы у педагогов была возможность включиться в интерактивную творческую деятельность. Как правило, педсовету предшествует фестиваль педагогического мастерства по соответствующей теме, в рамках которого проводятсямастер-классы, открытые и др.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». УЧИТЕЛЬ КОТОК Е.Ф.
30 декабря прошел педагогический совет по теме "Создание условий для развития детской одаренности в образовательном пространстве учреждения образования: проблемы и педагогические находки"
Видеофрагменты открытых уроков
Фрагмент урока русского языка. Учитель Милош Е.А.
Фрагмент урока трудового обучения. Учитель Конченков Г.А.
Фрагмент урока всемирной истории. Учитель Драгун С.Ю.
Фрагмент урока математики. Учитель Вершило Л.Г.
Фрагмент урока белорусского языка. Учитель Емельян К.Ф.
Фрагмент урока русского языка. Учитель Коток Е.Ф.
Фрагмент урока математики. Учитель Яцыно Н.П.
Разработки открытых уроков
Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь. 4 клас. Тэма: Як да нас прыйшла кніга. Настаўнік Шапель Д.В.
Урок – одна из форм образовательного процесса
Как бы ни совершенствовалась система образования, какие бы нововведения ни появлялись в школе, оптимальнее вида организации учебной деятельности учащихся, чем урок, не придумано. Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования.
Урок понимается как фрагмент образовательного процесса, как законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок. Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами не пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные умения и навыки. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке. По мнению Н.И.Запрудского, эффективный урок отличается:
- тщательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов;
- хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов;
- конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей;
- ориентацией на разностороннее гармоническое развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации;
- основательным владением учителем учебным материалом;
- напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учащихся;
- опорой на достигнутый уровень обученности и субъективный опыт учащихся;
- рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств;
- сотрудничеством, партнерством учителя и учащихся;
- дифференцированным подходом к ученикам;
- хорошо налаженной обратной связью;
- эффективным использованием каждой минуты урока.
Н.И.Запрудский предлагает алгоритм проектирования урока как образовательной системы.
1. Проведение диагностики.
2. Изучение нормативных требований и методических рекомендаций к уроку. Необходимо знать требования учебной программы, требования к санитарно-гигиеническому режиму. Инструкцию о порядке формирования устной и письменной речи. Нормы оценки.
3. Определение типа и места урока в учебном блоке.
4. Определение обучающей цели и отбор учебного содержания. «Иду на урок» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?»
Ответы на эти вопросы кроются в анализе такого феномена, как педагогические цели. Можно ли вообще не говорить о целях учебного занятия. Ведь, согласитесь, главная цель учителей состоит в том, чтобы дети работали на занятии. И может быть, в этом случае не имеет смысла говорить о целях конкретного урока, семинара, практикума и т.п. А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели урока - это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происходить, а они - нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но какую цель?
Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассникам о том, что они сегодня научатся решать уравнения и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные заведения. А учащимся неинтересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необходимы через четыре годы. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка.
При проектировании урока первостепенное значение имеет грамотная постановка обучающей цели урока. В классической советской школе ставилась триединая цель ( обучающая, развивающая и воспитательная), и её достижение предусматривалось через деятельность учителя. Многие педагоги и сегодня придерживаются такого подхода в постановке целей урока, формулируя их с помощью шаблонов «дать понятие», « показать», «сравнить», «развивать», «систематизировать» и т.д. (это не цель, а декларация о намерениях учителя, указание на то, что он сам будет делать на уроке: давать, учить, знакомить) Так формулировать легко, но бесполезно. Получается, что педагог заботится в первую очередь о том, чтобы выполнить свою миссию – транслировать учебный материал школьникам, а качество знаний учеников отходит на второй план. Тем более, что такая формулировка целей не соответствует самой сути этого понятия: ведь цель – это планируемый результат деятельности. Планируемый результат деятельности учителя на уроке – это соответствующие знания и умения учащихся. Формировать, обобщать, повторять знания – это задачи педагога. (По определению, задачи – это то, что нужно делать, чтобы достичь цели.) исходя из этих соображений, рекомендаций ученых и опыта успешных учителей (Д.Г.Мацкевич «Навошта тлумачыць вучню тое, да чаго ён сам можа дадумацца? З адзінай мэтай да запланаванага выніку.»// Настаўніцкая газета. 2 лютага 2010 года.) предлагаются следующие способы постановки целей:
- Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями…
- Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут знать…и уметь…(далее перечисляются соответствующие знания и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.)
- Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест и или проверочную работу (и далее приводится тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение).
Сформулированная таким образом цель позволяет количественно измерить степень достижения цели каждым учеником класса, сравнив желаемый и достигнутый результат.
Важно переформулировать цель так, чтобы она была понятной учащимся, чтобы они знали, каким может быть результат их деятельности на уроке. Возможна в начале урока постановка целей самими учащимися.
Обучающие цели определяются на основе раздела программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…» с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний учащихся.
Успех урока будет более вероятным, если цель учителя становится стремлением учеников.
5. Постановка задачи личностного развития учащихся и планирование ситуации развивающего типа.
Что касается развивающего и воспитательного аспектов урока, то соответствующие цели на урок сформулировать невозможно. Проблема заключается в том, что невозможно конкретно (количественно) прописать окончательный результат, т.к. нельзя измерить приращение за 45 минут урока в воспитании и развитии учеников. Как оценить, в отличие от обучающих целей, насколько ученики стали более воспитанными или интеллектуально, эмоционально развитыми за урок? Можно только оценить ситуации, организованные учителем на уроке, - насколько они содействовали развитию и воспитанию учащихся.
Целеполагание в воспитании и развитии на уроке обуславливается системным представлением учителя об «идеальном» ученике – выпускнике школы. Это представление формируется на основе анализа требований времени и социального заказа школе. Каждый педагог формулирует для себя набор качеств личности успешного белоруса, который способен встраиваться в ситуацию, ненасильственно решать проблемы, обеспечивать свою семью, улучшать жизнь к лучшему и т.п.
Допустим, учитель полагает, что его выпускники «должны быть предприимчивыми людьми». В таком случае целью урока может быть создание ситуации, в которой учащиеся проявляли бы и тренировали свои предпринимательские качества. (Предприимчивость школьнику нужно проявить, например, на лабораторном уроке, где предлагается не совсем подходящее оборудование (так было задумано учителем); при выполнении различных учебных проектов и т.п.).
Вот примеры формулировки воспитательных и развивающих целей:
Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать, создать условия и др. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать, поскольку в этих словах ощущается стремление к некоторому насилию над учеником. (Правильно: содействовать формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи; организовать ситуацию выбора и воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе.) Часто урок или этап изучения нового материала учитель, обращаясь к ученикам, начинает словами: «Сегодня наша цель…». Понятно, что это лишь ритуальная, ничего не значащая фраза, не обеспечивающая возникновения цели у самих учащихся. Во многих случаях они осознают смысл того, что делают, спустя довольно большое время после начала выполнения полученного задания. А между тем известно, что деятельность без поставленной цели не является полноценной и эффективной.
Личностное целеполагание учащихся осуществляется на основе актуализации потребностей учащихся и посредством различных ситуаций, специально организуемых учителем на уроке. Приведем несколько примеров.
- Учитель обращает внимание учащихся на доску, где записана тема урока, и предлагает самостоятельно заполнить таблицу, состоящую из двух колонок: а) «По этой теме мне известно» и б) «По этой теме я сегодня на уроке хочу узнать». Таким образом происходит содержательное самоопределение учеников, в общем плане формулируется цель, которая затем в общении с одноклассниками и учителем уточняется.
- Учитель просит учащихся познакомиться со списком возможных целей изучения темы и отметить самые главные для себя:
- изучение материала учебника;
- усвоение основных понятий и законов темы;
- хорошо подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
- выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;
- подготовить доклад по одной из проблем,
- получить хорошую отметку на зачете;
- предложить свой вариант цели;
- проявить и развить свои способности (перечислить)
А.В.Хуторской отмечает, что анализ ответов учащихся на данную анкету позволяет установить мотивы их учения и индивидуальные склонности. Сами же школьники имеют в этой ситуации хорошую возможность образовательного самоопределения.
3. Педагог даёт открытое задание, особенность которого состоит в том, что и сам учитель не знает, каков будет результат работы. Например: найти объяснение какому-либо географическому названию, придумать и изобразить герб класса и т.п.
4. Учитель просит школьников ознакомиться с целями изучения данной темы, которые были определены учениками другого класса; оценить их реальность и соответствие требованиям времени. На этой основе предлагается сформулировать собственные цели урока или цели к разделу учебного предмета.
5. В середине урока осуществляется рефлексия, осмысливается продвижение к запланированным целям и осуществляется их уточнение.
Цели урока являются определяющими в деятельности учителя и учащихся. Диагностическое конкретное описание в форме действий, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, обуславливает соответствующую работу школьников. Планирование целей личностного развития ориентирует педагога на создание адекватных условий и ситуаций, в которых ученики реализуют свои потребности и развивают свои способности.
Примерный перечень возможных задач урока
6. Прогнозирование предстоящего занятия. На данном этапе важно осуществить прогноз будущего урока, то есть проиграть различные варианты проведения урока, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:
- Позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут
- Позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся
- Будут ли активны учащиеся
- Имеются ли соответствующие средства обучения
- Смогу ли я в конце видеть, достигнута ли его цель?
Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока.
7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока.
Для определения этапов урока могут быть приняты различные основания:
- Структура той или иной школьной технологии
- Авторское видение этапности урока
Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя.
8. Выбор методов и форм. Важно выбрать такие методы, чтобы они наилучшим образом подходили для достижения обучающей цели и решения задач воспитания и развития учащихся, были адекватны содержанию урока, возрасту учащихся и т.д. в том случае, если для урока взята определенная технология, выбор методов не представляет сложности, поскольку их предопределяет сама технология.
Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т.п.).
Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами.
9. Подбор средств обучения. Средства обучения необходимо отбирать согласно целям и задачам урока, содержанию, методам обучения и особенностям учащихся. Важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться выбранными средствами обучения.
10. Составление технологической карты урока. Большинство учителей, готовясь к уроку, пишут его план. Это гораздо проще, чем составлять технологическую карту. Действительно, в плане прописываются только действия учителя. Гораздо сложнее тщательно продумать целенаправленные поэтапные действия учащихся и соответствующие свои управляющие действия. Вместе с тем, технологическая карта предпочтительнее, поскольку позволяет при прочих равных условиях провести урок эффективнее.
Возможные варианты технологической карты:
В виде таблицы
В виде текста
Сочетание двух вариантов
11. Установление обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна для:
- Установления степени соответствия полученных результатов сформулированной цели;
- Обнаружения учащимися своих успехов и проблем;
- Поддержания высокой учебной мотивации
Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Возможные варианты организации обратной связи:
- Каждый из учащихся говорит или пишет о том, достиг ли он цели, в чем ее пока не достиг;
- Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои ответы с эталонами, организуется обсуждение результатов и коррекция;
- Учащиеся сравнивают свою деятельность и ее результаты с критериями (эталонами, образцами правильных ответов), которые предложены учителем или выработаны совместно. Применение именно этих средств позволяет учащимся видеть свои достижения и пробелы.
Деятельность учителя по обеспечению ОС осуществляется на трех этапах:
- планирование урока (учитель с учетом результатов диагностики достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат)
- в процессе проведения занятия учащемуся важно видеть на каждом этапе свое продвижение, соотносить то, что он делает и как это делает, с нормами, образцами, эталонами. Это создает ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности.
- на этапе анализа урока учителем он соотносит замысел урока с его реализацией, отбрасывает то, что было неудачным, достраивает урок недостающими элементами.
12. Определение содержания домашнего задания учащимся и способа его предъявления. Определить содержание домашнего задания можно только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, выявленных посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находиться в «зоне их ближайшего развития». Для незамотивированных учащихся важно сделать его привлекательным и интересным.
Рефлексия, то есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в этих способах. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.
Уже начиная с младшего школьного возраста, необходимо особое внимание уделять обучению детей осознавать то, что они делают и что с ними происходит. Для младших и средних школьников эффективнее оказывается психологическая рефлексия, то есть вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Существует множество приёмов психологической рефлексии.
На старших этапах более глубокой становится содержательная рефлексия. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
- Учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней. Например, мы сделали с детьми какое-то дело: изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, поучаствовали в олимпиаде и т.д. После этого предлагается им подумать о результатах и ответить на следующие вопросы:
Их может быть больше или меньше в зависимости от целей. Главное - чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких вопросов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.
- Вариантами письменной формы рефлексии являются резюме, эссе, мини-сочинения, причём как на уроках гуманитарного, так и естественнонаучного цикла]. Данный вид целесообразно проводить по окончании изучения темы, проведения семинара, дидактической игры. Участникам взаимодействия предлагается на отдельных листах бумаги написать небольшие по объёму тексты на темы: “Как я оцениваю результаты семинара”, ”Что мне дало участие в конкурсе “, “ Мои мысли о своей работе в этой четверти на уроках физики”. Иногда можно услышать неожиданное мнение о проведённом мероприятии.
- Заполнение листов наблюдения в процессе групповой работы, где учащиеся могут зафиксировать свои выводы об эффективности своей деятельности (например, назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке).
- Дети очень любят графическую рефлексию, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (уровня познания, личной активности, самореализации). Проведение рефлексии по рефлексивным картам, даёт богатый материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса.
13. Самоанализ урока Профессионализм учителя проявляется и в том, как он свой урок объясняет другим.
.. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Памятка учителю по повышению эффективности урока
- Строго подходи к отбору содержания урока: включай то, что действительно формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес школьника.
- Комплексно решай на уроке задачи обучения, воспитания и развития школьника. Конкретизируй задачи каждого урока, учитывая особенности учеников данного класса.
- Определив структуру урока, делай её адекватной целям, задачам, содержанию обучения.
- Сообщая учащимся тему урока, обязательно мотивируй важность её изучения, показывай оригинальность и своеобразие темы, побуждай интерес к ней, доказывай её взаимосвязь с другими предметами.
- Организуй деятельность учащихся так, чтобы обучение обязывало их применять полученные знания для объяснения изучаемых событий и процессов.
- Выбирай методы обучения для конкретного урока с учётом специфики содержания.
- Управляй самостоятельной мыслительной деятельностью учащихся. Побуждай их вникать в суть нового материала, учи выделять в нём главное, существенное. Помни, что наилучшим образом школьниками усваиваются факты, рассказанные обстоятельно, образно, ярко, эмоционально.
- Выявляй уровень усвоения на уроке главного материала. Помни, что на уроке все учащиеся должны усвоить ведущие понятия темы.