Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации

Дата: 4 февраля 2020 в 11:47, Обновлено 5 сентября в 12:16
Автор: Шукело В. А.

Документация  воспитателя

группы продлённого дня

  1. Нормативные правовые документы о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения.
  2. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня.
  3. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения.
  4. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.
  5. Ежедневный план работы.
  6. План работы с законными представителями учащихся.
  7. Журнал группы продлённого дня.

     Кроме того, воспитатель группы продлённого должен иметь рабочие материалы для проведения самоподготовки, клубных часов, занятий по интересам, спортивных часов, прогулок

Требования к календарно-тематическому плану

работы воспитателя ГПД

  1. Анализ работы ГПД за прошедший год.
  2. Краткая характеристика группы (отдельных учащихся): по составу, по успеваемости, по уровню воспитанности, по уровню развития.
  3. Задачи на четверть (ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени).
  4. Основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьёй.
  5. Индивидуальная работа с учащимися (преемственность работы воспитателя и учителя – дневник взаимосвязи).
  6. Работа с родителями.

Правила для составления недельного расписания занятий

  • ежедневно воспитатель группы продлённого дня готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении;
  • занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные общеразвивающие занятия в группе;
  • план общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой;
  • расписание общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения;
  • расписание должно быть стабильным. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания и занятий с группой.

Методические рекомендации к проведению спортивных часов

Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.

Занятия проводятся воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:

  • создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
  • достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
  • продолжение совершенствования жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
  • закрепление у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке и проведении занятий.

Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют обще развивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.

Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I-II, III -IV, V - VI, VII - VIII, IХ - X классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.

Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.

В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячам булавами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.

В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.

Среди подвижных игр предпочтительнее народные, умелое использование которых обогащает содержание занятий.

Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. Детям менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

Внешние признаки

Небольшое

Среднее

Выраженное

Окраска кожи

Лёгкая

Значительная

Бледность

Потливость

Незначительная

Большая

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Страдальческое

Характер дыхания

Учащённое, ровное

Учащённые, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащённо, поверхностное или аритмичное

Координация движений, внимания

Чёткое выполнение команд

Неуверенные движения, нечёткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание в ходе от группы

Жалобы

Нет

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.

Вместе с тем, физкультурные занятия в продлённом дне не должны быть отданы на самотёк. Наоборот, ими следует умело управлять, руководить, направляя действия ученического коллектива, поощряя инициативу. Для этой цели важно тщательно продумывать содержание формы занятий и, учитывая интересы учащихся постоянно наблюдать за их отношением к тем или иным видам физических упражнений, чаще разнообразить набор подвижных, народных и спортивных игр.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности. Например, начать занятия с медленного равномерного бега, чередуемого с ходьбой, бегом «змейкой», с изменением направления, с преодолением небольших препятствий (гимнастическая палка, прыжковая планка, естественные преграды). Длительность бега, высота и сложность препятствий выбирается в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега следует выполнить несколько обще развивающих упражнений типа потягиваний, наклонов, приседаний, выпадов, махов и др. Затем перейти к упражнениям, запланированным на данном занятии.

Можно использовать и другие варианты начала занятий. Например, провести с учащимися одну-две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.

Организованная часть занятий под непосредственным руководством воспитателя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных учащимся на уроках физической культуры как домашние задания.                                                               

Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках физической культуры.

Время для спортивного часа выделяется исходя из примерного режима продлённого дня, предусматривающего пребывание детей на открытом воздухе, занятия играми, прогулки.

Учащиеся I - III классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:

♦ упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;

  • ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага(короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
  • бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
  • прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку;

♦ метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.

При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству учащихся в группе.

Однако в основе занятий с учениками I - III классов должны быть подвижные и народные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и незнакомых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.

При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении учебного заведения, в рекреациях. В этих случаях используются игры низкой и средней интенсивности.

Учащиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность. Разумеется, все эти виды простейших соревнований проводятся в игровой форме и не должны требовать специальной подготовки. Для них интересны также спортивные различные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, удочка, кегли и др.

Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах и коньках, различные игры с зимним инвентарём. Мальчики могут играть в хоккей с шайбой и мячом, причём по этим видам желательно проводить простейшие соревнования.  Однако зимой не следует ограничиваться занятиями лыжами, коньками, санками, хоккеем.

Можно и нужно заниматься и другими перечисленными выше упражнениями, но для этого надо соответственно подготовить площадки (утрамбовать снег или очистить от снега).

Предлагаю примерные варианты планирования занятий спортивного часа для учащихся I - III классов:

Весенне-осенний период

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.).

Комплекс обще развивающих упражнений в движении:

  • руки через стороны вверх - вдох, то же вниз выдох (4-6 раз);
  • круги руками вперёд и назад (по 10 раз);
  • руки на пояс, ходьба в приседе - гусиный шаг (15-20 секунд);
  • подскоки толчком двумя в приседе (15-20 секунд).

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам («классики», прыжки со скакалкой, «резинка», футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).

Вариант 2

Организованный выход, построение.

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам.

Зимний период

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).

Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.

Катание с горок. Вариант 1 - проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне («ворота»). Вариант 2 - объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время).

Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием
санок, лыж, коньков и др.                                

Вариант 2

Организованный выход, построение.

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам.

Методические рекомендации

по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня.

Адресуется для воспитателей групп продленного дня.

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.

2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.

4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.

5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.

6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.

7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.

8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.

9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.

10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.

11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.

12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  1. Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  2. Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

  1. Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
  • Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
  • Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.
  • Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
  • Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
  • Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
    1. Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
  • билеты – игрушки;
  • билеты – шапочки;
  • билеты – закладки;
  • билеты – программы и т.д.
    1. Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
    2. Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
    3. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.

II. Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

  1. Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
  2. Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
  3. Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
  4. Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
  5. Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
  6. Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия  в нем каждого.

III. Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

IV. Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами  достижения нужного результата могут быть:

  1. слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
  2. сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  3. самодельные подарки и сувениры.

V. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

Литература

1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.

        Рекомендации  по  самоподготовке в группе продлённого дня

Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это подготовка рабочего места к занятию (необходимые учебники, тетради. Письменные принадлежности, сигнальные карточки, памятки по выполнению домашних заданий).

Воспитатель, показывая на часы, которые обязательно стоят на столе или  висят  на  стене  класса, уточняет  время,   отведённое  на  выполнение письменного задания,  обращает внимание детей на правило  «Выполняй домашнее задание правильно, аккуратно, самостоятельно», напоминает детям о правильной осанке и предлагает приступить к выполнению домашнего задания.

Основная задача воспитателя - прививать и развивать навыки самостоятельной систематической работы при подготовке уроков. В ходе самоподготовки воспитатель организовывает самопроверку и взаимопроверку учащимися домашнего задания, затем проверяет сам. Особое внимание уделяет слабоуспевающим и сильным учащимся. Перерыв между выполнением домашнего задания проводят сами ребята в форме физкультминуток. Воспитатель проводит корригирующую гимнастику. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.

Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку.

Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается учениками как оценка, но корректирует поведение детей и воспитывает позитивное отношение к воспитателю и его требованиям.

Выполнение домашнего задания является ограниченным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем.

В свою очередь навыки и умения, предлагаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают своё развитие на уроке. Поэтому тесная связь воспитателя и учителя способствует совершенствованию самоподготовки школьников.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто хорошо потрудился, зачитывая фамилии ребят, чьи тетради оказались в папке Почёта

 

Правила запрета и правила разрешения во время самоподготовки

Правила запрета

  1. нельзя опаздывать на самоподготовку;
  2. нарушать тишину;
  3. отвлекать товарищей от работы;
  4. использовать методы работы, вызывающие шум;
  5. вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
  6. беседовать с воспитателем в полный голос;
  7. громко давать консультацию;
  8. недобросовестно выполнять задания;
  9. считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Правила разрешения

  1. можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
  2. пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  3. выходить из класса на время;
  4. самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
  5. при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
  6. оказывать помощь товарищам;
  7. делать паузы для кратковременного отдыха;
  8. обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
  9. проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  10. отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
  11. после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
  12. заучивать стихотворения и т. д.

ПАМЯТКА для учащихся "Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  1. всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
  2. прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  3. о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
  4. приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
  5. начинай самоподготовку в определенном порядке;
  6. старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
  7. забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

  1. прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
  2. повтори условие задачи и ее вопросы;
  3. подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  4. подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
  5. подумай, по какому плану будешь решать задачу;
  6. проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

  1. прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
  2. повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
  3. выдели орфограммы в списываемом тексте;
  4. прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
  5. повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
  6. пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
  7. проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  1. приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
  2. тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
  3. громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
  4. прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
  5. через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
  6. через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
  7. перед сном еще раз повтори стихотворение;
  8. утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Памятки.

Как готовить задание по внеклассному чтению

  • Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
  • Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
  • Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.
  • Прочитай предисловие или вступление.
  • Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.
  • Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
  • Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.
  • Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
  • Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию кни­ги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.

Как готовить домашнее задание

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  • Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе
  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 2 часа.
  • Выполняй задание четко, аккуратно.
  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
  • Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  • Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.
  • Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания к упражнению.
  • Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу — сначала по смыслу, а потом по написанию.

Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу, нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении, бывает ли так на самом деле.

Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое слово по порядку по слогам и проверять, подходят ли буквы к слогу, нет ли пропуска.

Как найти нужную книгу в библиотеке

  • Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
  • Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг.
  • Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.

Как научиться правильно списывать предложение

  • Прочитай предложение.
  • Найди непонятные слова и выясни их смысл.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверить. Устно подбери проверочные слова, вспомни правило.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь написанное, читая каждое слово по учебнику по слогам.

Как отвечать на вопрос

  • Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
  • Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
  • Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.
  • Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словам

Как проверять безударную гласную в корне слова

  • Поставь в слове ударение.
  • Обозначь корень слова.
  • Подчеркни безударную гласную в корне.
  • Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.
  • В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.
  • Например:
  • Гроза — грозы, далекий — даль, ослабел — слабый.
  • Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение

Как проводить разбор слова по составу

  • Выясни смысл слова.
  • Определи  часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)
  • Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по  вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.
  • Обозначь основу.
  • Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.
  • Назови по порядку все части слова.

Как работать с учебником

  1. Работайте с заголовком.
  • Прочитав заголовок, остановись.
  • Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

2. Работай с текстом.

  • Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

3. Веди диалог с автором.

4. Выделяй главное.

  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки.
  • На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь, перескажи текст по плану. Проверь себя.

5. Работай с вопросами в конце текста.

  • Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.

Как решать задачу по математике

  • Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.
  • Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
  • Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.
  • Повтори задачу по краткой записи.
  • Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
  • Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.
  • Составь план решения задачи.
  • Запиши решение задачи.
  • Перечитай  вопрос.
  • Запиши полный ответ задачи.

Как решать примеры.

  • Перепиши пример.
  • Определи, как решать пример — устно или письменно.
  • Определи порядок действий.
  • Выполни действия; при необходимости записывай промежуточные результаты.
  • Запиши окончательный результат.
  • Проверь свои вычисления.

Учим стихотворение

  • Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  • Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.
  • Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение, интонацию, ритм.
  • Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить.
  • Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости  заглядывая в текст.
  • После того как приготовишь остальные уроки, еще два—три раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  • Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  • Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее:

  • Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
  • Выучи первый отрывок.
  • Выучи второй отрывок.
  • Повтори первый и второй отрывки вместе.
  • Выучи третий отрывок.
  • Расскажи наизусть все стихотворение.
  • Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  • Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Планирование работы ГПД

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.